Крещение — это свободный выбор человека. Это видимое свидетельство того, что человек выбрал Христа, поверил во Христа, а точнее — доверился Христу и согласился идти за Ним до конца.
К сожалению, сейчас есть такие случаи, когда некоторые люди хотят быть крещеными только по той причине, что так делают все. Они хотят подражать большинству, не задумываясь о глубоком смысле Таинства Крещения
Три года назад в Москве во исполнение решения Архиерейского Собора об обязательном оглашении лиц, желающих принять Крещение, и будущих восприемников ( крестного отца и крестной матери), были введены правила поведения огласительных бесед.
На Епархиальном собрании города Москвы в декабре 2015г. в своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затронул тему организации подготовки к Святому Крещению.
Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что рост церковной жизни конца 1980-х — середины 1990-х годов «сформировал уникальную паству начала XXI века, которой, в частности, свойственна ориентация на религиозное самообразование». Основы православной веры в лучшем случае постигались после принятия Крещения. При этом, по словам Его Святейшества, без укоренения в живой христианской учительной традиции «верующему бывает трудно соотнести евангельские ценности с мирскими установками, которые он впитал с детства».
Огласительные беседы предполагают минимум катехизического научения для готовности к Таинству Крещения. Зачастую несерьезно настроенные люди ищут в другом приходе «доброго» батюшку, который «просто покрестит».
Огласительные беседы как сообщение христианского учения вступающим в Церковь проводились в Церкви с момента ее возникновения. Господь сказал апостолам: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). Вот это «научите» и есть указание Господа на необходимость научения основам веры до принятия крещения.
Обучение основам христианской веры известно было уже в апостольский период Церкви: известно, что апостол и евангелист Марк основал огласительное (александрийское) училище для наставления обращенных. Оглашение в древней Церкви занимало времени от сорока дней до трех лет. У оглашенного должен был быть восприемник – свидетель, поручающийся перед епископом или пресвитером за искренность намерений желающего стать членом Церкви.
В дореволюционной России оглашение проходило в течение шести недель. Только после этого человек мог быть окрещен. Ситуация изменилась в советские годы, когда оглашение и само крещение практически были запрещены. Лишь с недавнего времени государство перестало быть непримиримым врагом Церкви, и теперь снова введена практика оглашения. Каждый человек должен быть ознакомлен с основными положениями нашей веры, уметь правильно обосновать, почему он так верит, объяснить, чем отличается Православие от других религий и конфессий.
По благословению митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина в приходах Соль-Илецкого благочиния вводится проведение огласительных бесед. В храме Казанской иконы Божией Матери г. Соль-Илецка такие беседы будут проводиться по средам и пятницам в 14 часов. Первое занятие состоится в среду, 20 января. В других храмах благочиния время проведения обговаривается непосредственно с настоятелями. В результате обучения будущие крёстные родители получат свидетельство о прохождении предкрещального оглашения.
Подготовила Екатерина Черкашина, помощник благочинного